Ads 468x60px

28 октября 2012 г.

РЯЗАНСКИЙ АФОН





На Святой Руси, в прежние века, большой благодатью считалось побывать, на святой горе Афон в Греции, в первом земном уделе Пресвятой Богородицы.
Четыре места на земле Пресвятая Богородица взяла под особое  Своё покровительство. Это Её земные жребии, или земные уделы, - Иверия, Афон, Киев и Дивеево. В письме императору Николаю Первому от 7 марта 1854 года «служка Серафимов и Божией Матери» Николай Александрович Мотовилов поясняет: «Благословение Ея для всех сих четырёх мест состоит в том, что Она по три часа каждодневно обещалась быть Сама лично в каждом из сих мест- и ни одного из жителей их не допустит до погибели».
По-преданию, в 48 году от Рождества Христова Пресвятая Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом, спасаясь от гонений, воздвигнутых Иродом в Палестине, направилась на Кипр, где епископом в то время был воскрешённый Господом четырёхдневный Лазарь. Во время морского путешествия они попали в бурю и, спасаясь от непогоды, пристали к берегу Афонской горы, в том месте, где впоследствии была основана Иверская обитель.
 Лично для меня знакомство с Грецией началось в далёком детстве, когда с увлечением читал мифы древней Эллады, о подвигах легендарного Геракла, о громовержце Зевсе, герое Прометее, обрекшем себя на вечные мучения во имя спасения людей. Позже посмотрел фильм "300 спартанцев", о воинах-греках, вставших за независимость своей родины и принявших героическую смерть в битве с превосходящими во много раз войсками Ксеркса.
О святой горе Афон, я тогда не слышал.
И лишь в недавние 90-е годы, когда я начал интересоваться историей православия, прочёл замечательную книгу о святом Силуане Афонском, о насельниках русского Свято-Пантелеимонова монастыря святой горы Афон.
Побывать на святом Афоне, конечно, хотелось бы, но пока не представляется возможным.
И всё же Господь привёл мне прикоснуться к Святому Афону, и нигде нибудь,  а на земле Рязанской.
В советские времена, знакомство с рязанским краем, у большинства советских людей начиналось с села Константинова, родины русского поэта Сергея Есенина. Но мало кто, в те времена знал, что буквально  в нескольких верстах от Константинова находится Свято-Иоанно- Богословский монастырь, основанный в глубокой древности. А ведь, в этом монастыре, не раз бывал Серёжа Есенин со своей бабушкой и именно этой святой обители посвятил поэт следующие строки:
 "...Не за песни весны
Над равниною,
Дорога мне зелёная ширь-
Полюбил я тоской журавлиною,
На высокой горе монастырь..."
Тот, кто бывал в тех дивных местах земли рязанской, никогда уже не забудет прекрасного вида на монастырь, открывающегося с соседнего холма, возле святого источника св. апостола Иоанна Богослова.
Кстати в древние времена монастырь был основан именно на этом холме, у подножия которого бьют ключи с родниковой целебной водой. Здесь, у святого источника первые поселенцы-монахи ископали пещеры, в которых устроили храм и кельи, в которых они и поселились.
Место основания обители, столь живописное ныне, в те далёкие времена имело вид мрачной и суровой пустыни. На монастырском холме и окрестных высотах рос многовековой дубовый лес. Низменное пространство к югу до самой Оки  было покрыто непроходимыми топями и болотами.
В 1237 году святой апостол и евангелист Иоанн Богослов защитил свою обитель от татаро-монгольских завоевателей. В ту пору хан Батый разорив столицу Рязанского княжества, Старую Рязань, и продвигаясь со своим войском вдоль Оки на Коломну, приступил к Иоанно-Богословскому монастырю с намерением ограбить его и сжечь. Однако грозный хан и его воины были устрашены видением святого апостола Иоанна Богослова. Отказавшись от мысли разорить обитель, Батый оставил при чудотворной иконе свою золотую печать, которая хранилась иноками на протяжении 416 лет. В 1653 году при архиепископе Рязанском священномученике Мисаиле, когда чудотворный образ временно находился в старом Успенском соборе Рязанского Кремля, печать была снята для позлащения большой водосвятной чаши.
В 16м-первой половине 17 века монастырь неоднократно разорялся крымскими татарами, но неизменно возрождался из пепла, как легендарная птица Феникс. После одного из таких разорений в 16 веке, была сделана попытка перенести монастырь в более безопасное место - в село Высокое Михайловского уезда, к "засечной черте", под защиту русских пограничных дружин. Но апостол Иоанн Богослов таких перемен не желал. И его чудотворная икона скрылась из местного храма и была вновь обретена в изначальной Богословской обители, но уже не на старом месте, а несколько севернее, в монастырском лесу на огромном дубе, на месте которого ныне возвышается  собор во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Хотя обитель и владела обширными вотчинами, но неоднократные разорения долгое время не позволяли ей благоустроиться. До середины 17 века все постройки монастыря были деревянными. Каменное строительство началось в 50 годы 17 века, когда были построены каменная ограда и монастырские Святые врата. Двухэтажный, каменный храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова был построен в обители во второй половине 17 века. Собор тогда имел  два престола - во имя св. апостола Иоанна Богослова (верхний) и нижний во имя св. Николая Чудотворца. Тогда же в обители был устроен второй каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. (разобранный по ветхости в 1868 году) Из других каменных построек 17 века до наших дней сохранились настоятельский корпус и малая шатровая колокольня.
Большое участие в благоустройстве обители принял известный московский купец  Давид Иванович Хлудов, в 1860 году он приобрёл неподалёку от Иоанно-Богословского монастыря загородное имение.
Сын известного московского купца Ивана Хлудова, Давид Иванович получил строгое религиозное воспитание и по достижении совершеннолетия деятельно занялся торговлей, особенно на Ирбитской и Нижегородской ярмарках. Избранный в 1857 году городским головой в городе Егорьевске (ныне Московской области), он мало-помалу стал устраняться от торговли и в 60-х годах совершенно оставил фирму «Ивана Хлудова сыновья». С этого времени начинаются его щедрые пожертвования на монастыри и церкви. В Егорьевске он отделал заново собор, в котором был церковным старостой, построил на погосте Крупинах (в Егорьевском уезде) новый каменный храм. В то же время Д.И. Хлудов становится главным благотворителем Иоанно - Богословского монастыря. На его средства полностью реконструируется Иоанно - Богословский собор (он становится одноэтажным).
В 1868 году также на средства Хлудова возводится новый Успенский собор с тремя престолами. В честь Успения Божией Матери, в честь Тихвинской иконы Божией Матери и преподобного Давида Солунского, небесного покровителя Давида Ивановича Хлудова, а также в честь св. Николая Чудотворца. Строится также новый трёхэтажный братский корпус, а вне монастырской ограды двухэтажный каменный гостиный двор.  В 1867 году было построено здание церковно-приходской школы для местных крестьянских детей. Иноки ежегодно обучали в ней более 70 мальчиков. Все необходимые учебные принадлежности предоставлялись им также за счёт монастыря. Усердием того же доброхотного купца Д.И. Хлудова в 1873 году при обители была устроена богадельня  на 150 человек, из коих в ней могли получать призрение 60 человек мужского и 60 человек женского пола - престарелых, достигших 60-летнего возраста, а равно без различия лет и те, которые по разным болезням и природным недостаткам не могли своими трудами себя пропитать. Не одни только живущие в богадельне, но и вне ее - временно приходящие для излечения получали медицинскую помощь. Для этого при богадельне имелась постоянная аптека с опытным фельдшером.
Уже после смерти Хлудова, в 1901 году на его средства по проекту рязанского архитектора И.С. Цеханского строится 76 метровая колокольня, самый большой колокол которой весил 545 пудов. В колокольне размещалась большая библиотека, где имелись книги 17-18 веков.
С 1865 года по 1915 год обителью управлял архимандрит Виталий (Виноградов). Число братии при нём составляло более 100 человек.
После октябрьской революции 1917 года Свято-Иоанно Богословский монастырь постигла участь большинства православных монастыре и храмов Руси. В 1930 году насельники монастыря с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы, доставлены в Рязань и по обвинению в контрреволюционной деятельности осуждены к различным срокам ссылки в Казахстан. Сам монастырь был закрыт и упразднён. Накануне закрытия из обители исчезла одна из главных её святынь-древний чудотворный образ апостола Иоанна Богослова. С того времени местонахождения иконы неизвестно.
Новая жизнь Иоанно-Богословского монастыря началась в 1988 году, когда монастырь был возвращён Русской Православной Церкви. Тогда же по благословению управляющего Рязанской епархией архиепископа Рязанского и Касимовского Симона, наместником Свято-Иоанно Богословского монастыря был назначен архимандрит Авель (Македонов).
Моё знакомство со старцем Авелем было коротким, но оставило в  душе самые светлые воспоминания. Во время паломничества в 2005 году, будучи в Свято-Иоанно Богословском монастыре, я присутствовал на вечернем богослужении в Иоанно-Богословском соборе. Тогда же состоялось моё краткое знакомство с отцом Авелем, когда он узнал, что я родился и вырос в Ивановской области, то сказал, что он бывал в тех местах и многое там ему знакомо. Через год я вновь был в Свято-Иоанно Богословском монастыре, но тогда отца Авеля уже не застал в живых, он мирно отошёл ко Господу и я поклонился  его могиле, которая находится под алтарной частью Богословского собора, где устроен и освящён храм во имя преподобного Серафима Саровского.
Будучи в Свято-Иоанно Богословском монастыре, я заметил, что многое там устроено на афонский манер. Начиная от специальных сидений – стасидий, и заканчивая тем, что в нижнем храме св. Серафима Саровского устроена «костница» по примеру афонских монастырей.
Не так давно мне удалось приобрести небольшую книгу о старце-архимандрите Авеле «Было много чудес», автор ее - известный рязанский писатель Игорь Васильевич Евсин пишет в частности: «…Я считаю себя самым счастливым человеком, - говорил архимандрит Авель, - потому что родился на Рязанской земле, Сколько она дала святых, сколько знаменитых людей- учёных, художников, писателей - здесь выросло!  Рязанская земля-благодатная земля».
Вот на такой земле и родился Николай Македонов – будущий благодатный старец архимандрит Авель. Родился он 21 июня 1927 года в селе Никуличи, название которого можно считать производным от имени Никула, то есть по-старинному, по-народному – Николай. …Когда Феодосия Македонова (мать Николая) была им беременна, приснился ей благообразный старец. Подал он Феодосии рулон чёрной материи, ножницы, и сказал: « Это для сына твоего, который родится».
Она не поняла значения этого сна. Подумала, что её сынишка будет портным. А на самом деле рулон чёрной ткани означал его монашеское служение, а ножницы – что он будет совершать постриги в монахи благочестивых христиан. В старце, который образно предсказал будущую жизнь  Коли Македонова, он впоследствии узнал апостола Иоанна Богослова, точно как в материнском видении изображённого на старинной монастырской иконе».
Как видим, святой апостол Иоанн Богослов избрал Николая Македонова, ещё до его рождения настоятелем Свято-Иоанно-Богословского монастыря.
Прошло много лет…
Пути Господни неисповедимы, и по Его Божественному промыслу, прежде чем отец Авель был назначен наместником Иоанно-Богословского монастыря, ему было суждено послужить Господу и Его Пречистой Матери Пресвятой Богородице на Святой горе Афон, в Греции.
А до того, Николай Македонов, будущий старец Авель прошёл путь служения Богу от иподиакона у рязанского владыки, архиепископа Алексия (Сергеева), затем у владыки рязанского архиепископа Димитрия (Градусова) /им же Николай был рукоположен в иеродиаконы, а затем и в иеромонахи/ до архимандрита.
Игорь Евсин пишет: «…Когда Николай Македонов потерял своих родителей, то, чтобы прокормить братьев и сестёр, оставил школу, проучившись всего семь классов, и стал работать пчеловодом в совхозе. Он жалел, о том, что не мог учиться дальше. А владыка Димитрий говорил:
«Ничего Коленька, к тебе самому со всей России уму- разуму научаться будут приезжать.
Прозорливый архипастырь оказался прав. Впоследствии со всей России приезжали в Иоанно-Богословский монастырь к архимандриту Авелю за духовным советом и наставлением…».
Служил иеромонах Авель в Рязанской епархии, а затем в Ярославской.
Прошёл иеромонах Авель и через горнило гонений, в эпоху хрущёвской оттепели, говорят, что Н.С. Хрущёв развенчал культ Сталина. А вот, то, что при нём Православная Церковь подверглась очередным гонениям, говорят мало.
Хрущёв обещал вскоре показать по телевизору последнего попа. Давление на священников оказывали страшное. Некоторые не выдерживали, снимали с себя сан и публично, через газеты, радио и телевидение отрекались от веры. Про них можно сказать словами апостола Иоанна Богослова: «Оны вышли от нас, но не были наши».
Отец Авель вспоминал, что на допросах у уполномоченного всегда говорил, что хотя политические события в нашей стране могут меняться, однако как священнослужитель, он всегда будет воспитывать в людях патриотизм, любовь к Родине, к своему Отечеству для того, чтобы они стали достойными гражданами Отечества Небесного. А всё происходящее с ним воспринимал как волю Божию.
Обратимся вновь к книге И. Евсина: «…В 1960 году иеромонаха Авеля внесли в список новых насельников Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Но целых десять лет пришлось ему ждать разрешения на выезд из Советского Союза.
- Здесь в России, меня проверяли на благонадёжность, - вспоминал отец Авель, - как бы чего лишнего я не сказал за границей о свободе Церкви и вероисповедания. А в Греции опасались, как бы я коммунистом не оказался, боялись проникновения  в их страну коммунистического влияния. Вот и исследовали с двух сторон.
С января 1960 года отец Авель стал вновь служить в Рязани, в Борисоглебском соборе».
В 1970 году отец Авель получил наконец-то долгожданную визу для поездки в Грецию, на Святую гору Афон и в феврале 1970 года прибыл в Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне.
За свою благочестивую жизнь отец Авель был отмечен особенной благодатью - в 1971 году он был избран игуменом, то есть настоятелем Свято-Пантелеимонова монастыря.
«…главным в деятельности игуменов /на Афоне/ является духовничество. Ведь они как настоятели должны следить не только за внешним монастырским  благоустроением, но прежде всего за внутренней духовной жизнью монахов.
Тяжело давалось отцу Авелю несение игуменского послушания. Да ещё при больном сердце.
-Ведь на Афоне жара, - рассказывал он, - круглый год жара.
Да ещё влажность. Служишь у престола, а пот прямо струями течёт. Бельё всё насквозь мокрое было. Приходил после службы в келью, замачивал его, только постирать собирался, а меня уж вызывают - приехал человек от афонского губернатора. Только с ним поговоришь, попрощаешься, другие являются. То послы, то бизнесмены, то ещё кто-нибудь. А там уж в колокол ударили, пора на вечернюю службу собираться. А ночью на Афоне служат литургию. Почти вся ночь в молитвах проходила.
 Однажды секретарь афонского губернатора, как бы желая помочь монастырю, предложил принять мне на послушание греков. А я- то понимал, что он, таким образом, хочет русский монастырь потихоньку сделать греческим.
 Прикинулся наивным и говорю:- Господин, я человек молодой, неопытный. Как я могу принять благочестивых греков? Чему могу научить этих овец.? Мне бы хватило сил со своими «козлами» справиться. Да и привык я пасти однородное стадо. То есть русских…
Тяжёлые послушания приходилось нести не только отцу игумену, но и всем монахам, поскольку они поднимали обитель после страшного пожара, случившегося там за год до приезда отца Авеля.
Архимандрит Ипполит так вспоминал о том времени:
- На Афоне мы много трудились на послушаниях. Восстанавливая обитель, и камни тяжёлые ворочали, и мешки с цементом на себе таскали, и раствор замешивали  и штукатурили.
 Порой не хватало сил добраться до кельи. Часа два спали где-нибудь под деревом. Проснёшься под утро, глянешь в небо, а там Матерь Божия нас благословляет. С радостью поднимаешься с земли и начинаешь молитву творить и работать дальше…
Когда плохо бывало, придёшь на могилку к какому-нибудь подвижнику, отслужишь панихидку, смотришь – и сила возобновилась. Особенно молились о помощи тогда ещё не прославленному старцу Силуану…»
После 8 лет подвижнической жизни на Святом Афоне, архимандрит Авель прибыл вновь на родину.
В 1989 году после долгих переговоров, Рязанской епархии передали Иоанно-Богословский мужской монастырь…
За безбожные годы, монастырь пришёл в страшное запустение, да, в те годы такая участь была у большинства монастырей на Руси, в таком же состоянии, была Серфимо-Дивеевская обитель и Оптина Пустынь.
Успенская церковь Свято – Иоанно-Богословского монастыря была превращена в гараж для тракторов, в заброшенном состоянии был и древний Иоанно-Богословский собор. В колокольне устроили склад горюче-смазочных материалов, которые однажды взорвались. Колокольня чудом уцелела.
После передачи порушенного монастыря Русской Православной Церкви, наместником монастыря, Божьим промыслом был назначен архимандрит Авель.
Сразу же начались восстановительные работы. Алтарь Иоанно-Богословского храма был завален землёй. Когда начали откапывать его, то пришли в ужас, там находилась целая гора человеческих костей и черепов. Архимандрит Авель узнал у сотрудников милиции, что это останки монастырских монахов, отрытые безбожниками в поисках золотых крестов. Под алтарём соборного храма было складское помещение. Отец Авель распорядился очистить его и устроить там костницу, по примеру монастырей на Афоне.
Позже, из этого складского помещения был устроен маленький храм в честь преподобного Серафима Саровского. Теперь в этом храме находятся гробницы четырёх настоятелей монастыря- архимандрита Тихона (Преображенского), архимандрита Виталия Виноградова, архимандрита Зосимы (Мусатова) и архимандрита Авеля (Македонова).
За время служения отца Авеля наместником Свято-Иоанно - Богословского монастыря, к нему приезжали паломники со всей России, приезжали за наставлением, за духовным советом и каждый находил помощь и поддержку у благодатного  старца Авеля.
Отец Авель каждодневно благодарил Господа за то, что Он сподобил его стать наместником Иоанно-Богословского монастыря.
- Ведь сюда ещё мама моя ходила молиться, - говорил отец Авель. Тогда ведь каждый верующий крестьянин считал своим долгом хоть раз в год сходить в паломничество…
Управляя Свято-Иоанно-Богословским монастырём, возрождал традиции миссионерства и просвещения, которыми монастырь всегда славился. Иеромонахи Иоанно-Богословской обители проводят занятия в Пощуповской начальной школе и на теологическом факультете Рязанского государственного университета.
Отец Авель очень любил детей. И ему хотелось, чтобы они воспитывались по –христиански. О таком воспитании батюшка говорил:
-Детский поклончик перед Богом - он золотой, слёзы, пролитые перед Ним, - бриллиантовые, а всякий вздох перед Господом – благоухающий.
 С шестнадцати лет, оставшийся круглым сиротой отец Авель особенно трепетно относился к детям без родителей, из детских домов. Им он часто напоминал слова своего духовного наставника владыки Димитрия о том, что у кого отца и матери нет, у того отец Сам Господь, а мать – Богородица.
 Также старец Авель жёстко обличал страсти, которые отдаляют человека от Бога. Особенно пьянство широко рапространившееся на Руси за годы безбожной власти. В том числе и добровольное оставление родителями своих детей и насильственное лишение пьяниц родительских прав.
За годы наместничества в Свято-Иоанно-Богословском монастыре архимандрита Авеля, он насадил в древней обители традиции афонского старчества, которые в своём игуменском служении познал на опыте. Как пишет Игорь Евсин - «…По-видимому, потому и позвала Божия Матерь отца Авеля в Свой первый удел (Афон), чтобы духовно обогащённым вернуть в Россию, где в скором времени должны были произойти перемены, которые возродят Православную Церковь в её величии».
Ныне,  дело начатое отцом Авелем, продолжает его племянник – митрополит Иваново-Вознесенский и Вичегский Иосиф (Македонов). 

В. Копров   30 июня 2012 г.





       




  

0 коммент.:

Отправить комментарий