Ads 468x60px

20 сентября 2013 г.

Взбранной Воеводе победительная



21 сентября весь православный мир, будет отмечать один из величайших праздников – Рождество Пресвятой Богородицы.
Матерь Божия, Пресвятая Богородица, Царица Небесная, Дева Мария, православные христиане называют Её заступницей усердною. Множество чудес было явлено на Святой Руси Матерью Божией.
Сколько раз Она приходила на помощь русским людям, и в страшные годы татаро-монгольского нашествия, и в «Смутное время», когда по Руси рыскали шайки польско-литовских захватчиков и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Одна из молитв к Пресвятой Богородице звучит так – «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная».
«Взбранной Воеводе»- это кондак (краткое праздничное песнопение) праздника Благовещения. Однако, его особенность состоит в том, что в нём не столько говорится о празднике, сколько о той несокрушимой силе, которую получила Пресвятая Богородица в ответ на Своё смирение. Помните, когда перед Рождеством Христовым, Деве Марии было явление Архангела Гавриила, который возвестил ей о том, что на неё снизойдёт благодать Духа Святого, Она зачнёт в чреве и родит Спасителя мира. Дева Мария со смирением сказала «Се раба Господня да будет Мне по глаголу твоему».
Здесь как мы видим, Пресвятая Дева Мария представляет  пример полной покорности, бесконечного смирения. Возвещённая Ей Архангелом Гавриилом «благая весть» должна была поразить Её, как нечто неожиданное, неизвестное, великое и устрашающее в своём величии. В предвещенном событии всё для Неё ново, и можно было ожидать, что неподготовленная душа юной Девы или смутится, или возгордится при такой исключительной судьбе, открывающейся перед Нею. Но, ни смущения, ни гордости не явилось в  чистом сердце Пресвятой Девы Марии.
 Повергаясь во прах перед Всевышним, уничтожая Себя, забывая Себя совершенно, Она отвечает одним порывом «Се, раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему».
 И вот за это смирение, за полную покорность воле Божией Пресвятая Богородица, получила такую несокрушимую силу, с помощью которой Она побеждает врагов видимых и невидимых рода христианского. Этой силой Она защищает всех, кто просит Её помощи, обращаясь к Пресвятой Деве в молитвах.
В Святом Евангелии, редко упоминается о Пресвятой Деве.
После Рождества Христова мы видим Её  лишь тогда, когда Христос, будучи Отроком, учил во храме, затем мы видим Пресвятую Богородицу на браке в Кане Галилейской, где Христос совершил одно из своих первых чудес - превратил воду в вино.
 И далее мы видим Матерь Божию в самом трагическом месте – на Голгофе  у подножия Креста, на котором был распят Её Божественный сын – Иисус Христос. Здесь сбылось предсказание Симеона Богоприимца, о том, что «Тебе Самой оружие пройдёт душу».
На «Жиздринской Страстной» иконе Божией Матери, Пресвятая Богородица изображена в молитвенном положении; одной рукой Она поддерживает лежащего у Её ног  Божественного Сына - снятого со Креста, другою же прикрывает Свою грудь от семи направленных в неё мечей. Число «семь» в Священном писании обычно означает полноту, избыточность чего-либо, а в данном случае – полноту  и бескрайность того горя, печали и «болезни сердечной», которые испытала Богородица во время Её земной жизни. 
 Матерь Божия в Священном Писании находится как-бы в тени, не проявляя себя ничем в глазах человеческих. Но зато пред Богом Она стоит всегда на высоте  Своего Божественного призвания. Она благословенна пред всеми женами на веки. Тайный подвиг любви и самоотвержения, скрытый от человеческих глаз, не понятый ими, но великий в своём смирении, есть и теперь перед Богом гораздо большая заслуга, чем доброе дело, стоящее на виду и вызывающее людскую похвалу и одобрение.
В городе Южа, дважды были явлены чудотворные иконы Матери Божией, первая «Смоленская», вторая «Неопалимая Купина».
Вот что пишет об этой иконе Пресвятой Богородицы Иван Плакидыч Калинский, член Русского географического общества 1877 года в своей книге «Церковно-народный месяцеслов на Руси».
«…Русский народ считает Пресвятую Богородицу «Неопалимую Купину» охранительницею от пожара и молнии…и поэтому Ей назначается особая молитва в этих случаях. Кроме того, на случай беды от огня, в простом быту водится обычай ходить вокруг пылающего здания с образом Богородицы «Неопалимой Купины», для того чтобы прекратить скорее пожар…Таким образом, Пресвятая Богородица называется «Неопалимой Купиною» и изображается в середине горящего куста, потому что Она в Рождестве сохранила девство и осталась неопалимою от огня Божества, когда была Его жилищем…
Таким образом, легко могло возникнуть верование, что Она может спасать и наши жилища от вещественного огня, от молнии и пожара».
Неподалёку от Южи, в Савинском районе, в селе Алексине один из храмов посвящён святым Иоакиму и Анне, родителям Пресвятой Богородицы.
Святой праведный Иоаким, сын Варпафира, был потомком царя, Давида, которому Бог обещал, что от семени его потомков родится Спаситель мира. Праведная Анна была дочерью Матфана и по отцу была из колена Левина, а по матери - из колена Иудина. Супруги жили в Назарете Галилейском. Они не имели детей до глубокой старости и всю жизнь скорбели об этом. Им приходилось переносить презрение и насмешки, так как в то время бесчадие считалось позором. Но они никогда не роптали и только горячо молились Богу, смиренно уповая на Его Волю. Однажды, во время большого праздника, дары, которые праведный Иоаким взял в Иерусалим для принесения их Богу, не были приняты священником Рувимом, который считал, что бездетный муж недостоин приносить жертву Богу. Это очень опечалило старца, и он, считая себя самым грешным из людей, решил не возвращаться домой, а поселиться в одиночестве в пустынном месте. Его праведная супруга Анна, узнав, какому унижению подвергся ее муж, стала в посте и молитве скорбно просить Бога о даровании ей ребенка. В пустынном уединении и постничестве о том же просил Бога и праведный Иоаким. И молитва святых супругов была услышана: им обоим  Ангел возвестил о том, что родится у них Дочь, Которую благословит весь род человеческий. По повелению Небесного Вестника, праведные Иоаким и Анна встретились в Иерусалиме, где, по обетованию Божию, у них и родилась Дочь, нареченная Марией. Святой Иоаким преставился через несколько лет по  Введении во храм, Благословенной своей Дочери, в 80-летнем возрасте. Святая Анна скончалась 70-ти лет, через два года после него, проведя их при храме, рядом с Дочерью.
В тропаре  праздника Рождества Пресвятой Богородицы говорится:
«Рождество Твое, Богородице Дево,/ радость возвести всей вселенней:/ из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш,/ и, разрушив клятву, даде благословение,// и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный».

В. Копров    8 сентября 2013 г.

0 коммент.:

Отправить комментарий